?

Log in

No account? Create an account

Прошлое

 

ПОНЯТИЕ «ЗАГАДКА»

«Загадка — это речевое образование, закрепившееся в языке, ее реализация в речи предполагает как минимум двух собеседников, она состоит из двух частей, тесно связанных между собой структурно и семантически, и только в их сочетании обнаруживается необходимая для понимания полнота каждой части»


Загадки - это

великая сокровищница человеческой мысли. Они собрали в себе мудрость и тягу к знаниям. Не случайно в сказках герои так часто загадывают загадки. Мудрость была в почете всегда. Особенно это видно в русских народных сказках.


Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет.

В древнейших З. отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей обстановки. С течением времени это значение З. утратилось; осталась лишь её иносказательная аллегорическая форма, уцелел её сильный, образный язык, и народ стал смотреть на З., как на простое упражнение ума.

 

В древности З. приписывалось особое таинственное значение: в народном эпосе она является одним из видов так назыв. «Божьего суда»: отгадывание З. ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности (напр. при встрече с русалками). Загадывание и отгадывание З., состязание в З. составляет весьма распространённый мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы.

 

В более позднее, христианское время под влиянием чтения книг Священного Писания, где З. местами также играют видную роль (Самсон, царица Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат «мудрые вопросы» о предметах библейских или о происхождении всего существующего.

 

У греков З. в древнейшее время находились в связи с изречениями оракулов и в основном излагались гекзаметрами. Семь мудрецов прибегали к З. в дидактических целях; особенно много З. оставил Клеобул. Римляне были менее склонны к подобным упражнениям ума; однако и Вергилий, и Цицерон забавлялись в часы досуга сочинением З.

 

Загадка – это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка была средством испытания мудрости, теперь она - народная забава.
Загадки бывают:
• Логические
• С подвохом
• Шуточные
• Детские
• Только для взрослых
• С юмором (в том числе с черным)
• Учебные
Загадки являются привлекательной формой активизации обучения. Их привлекательность обусловлена присутствием проблемы, которую учащийся должен решить, тайны, которую он должен раскрыть. Загадка представляет собой мудреный вопрос. Основное назначение загадки заключается в том, что она развивает в человеке наблюдательность, сообразительность и находчивость.

 

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЗАГАДКИ

Если архаическая загадка строится преимущественно по метафорическому принципу организации образов, где важно раскрыть особенности этих образов через логико-семантические связи, то в собственно современной загадке наблюдается явная тенденция к утрате метафоричности - загадка становится похожа на обыденный вопрос.

Так, единица ПЛАТОК в контексте: Что сделается с красным шелковым платком, если его опустить на пять минут на дно моря? (он станет мокрым) – приобретает значение «любой осязаемый предмет». В данной загадке ответ намеренно «вуалируется» путем намеренного насыщения текста различными подробностями (красный, шелковый, пять минут, дно, море). При этом их манифестация имеет цель «сбить с толку» собеседника, мышление которого направлено на поиск связи, логических отношений между образами загадки. Тем самым он отвлекается от содержания вопроса, а цель загадки оказывается достигнута.

Если перефразировать эту загадку, сохраняя ключевые слова, которые участвуют в создании «опоры» при ее дешифровке, то получится стандартный вопрос, ответ на который может быть единственным в своем роде: Что сделается с платком (любой вещью), если его опустить в воду?

При этом выбор единицы ПЛАТОК в определенной степени является случайным. С одной стороны, это слово называет предмет, сделанный из ткани, а ткань, по сравнению с другими материалами, очень быстро намокает в воде. С другой – на месте этой единицы могла бы находиться другая, называющая любую вещь из ткани, без ущерба для содержания загадки.

В то же время реализация данных подробностей способствует открытию иных разрешений вопросной ситуации, а именно: наталкивание слушателя на множество других возможных вариантов ответа, тем самым расширяя парадигму его логического мышления* (См. Примечание 1).

ПРИМЕЧАНИЕ 1.

Так, при анкетировании двадцати студентов и преподавателей ТГУ и ТПУ на этот вопрос были получены следующие ответы:

Платок будет мокрым (5 человек).
Море же соленое, значит, платок будет соленым (3 человека).
В зависимости от глубины моря, если она очень большая, то его не будет видно (3 человека).
Платок потемнеет и потяжелеет (3 человека).
Именно с красным, к тому же еще и шелковым? Наверное, он поменяет цвет, так как в море соленая вода. Хотя — нет, поскольку он шелковый, то с ним ничего не случится (3 человека).
Если опустить на пять минут, а потом достать… А почему именно на пять минут? Он не будет в это время на воздухе (1 человек).
Он будет чистым (1 человек).
Ничего не будет. Как опустили, так и вытащили (1 человек).
Результаты опроса показали, что такие детали, как красный, шелковый, море — соленое, дно — глубина, пять минут – ограниченный отрезок времени, сбивают отгадывающего с пути к правильному ответу, но при этом их версии полноправно могут являться отгадкой у данной загадки.

Таким образом, у современной загадки (как и у традиционной) при всей ее «неметафоричности», схожестью с обиходно-бытовым вопросом может быть несколько вариантов отгадок. Это обусловлено зависимостью от индивидуальных особенностей сознания собеседника, от склада его мышления. Во внутренней ментальной природе человека находятся индивидуальные мыслительные структуры, организованные как специфические ассоциативные связи; отражаются разные стороны языковой модели мира объективной действительности. Отсюда поливариативность ответов на конкретно поставленные вопросы наблюдается и в обиходно- бытовой речи, но в загадке, в связи со спецификой жанра, данная особенность человеческой когниции отражается наиболее ярко.
Наличие множества отгадок у современной загадки может обеспечиваться особым ее синтаксическим построением, а также акцентологическим выделением говорящим в речи той или иной единицы: (По)чему поп ходит в рясе? (по земле)

В русском языке вопросительные предложения строятся по определенной модели, когда на последнее место ставится наиболее значимое для коммуникантов слово. Загадка «запутывает» своего адресата: опорные, ключевые слова, которые способствуют наиболее быстрой и правильной идентификации отгадки, намеренно переносятся с конца предложения в другое место, например, как в данном случае, в начало.

 

 

 

 

ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ 20 ВЕКА.


Согласно мнению многих других специалистов, для которых исследование всяческих секретов истории также является достойной работой, основные загадки и тайны прошедшего столетия можно было бы разделить на следующие категории:
ТАЙНЫ ВОЙНЫ
ШПИОНСКИЕ ТАЙНЫ
ТАЙНЫ КАТАСТРОФ
ТАЙНЫ НЛО
ЗАГАДКИ БЕРМУДСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА
ИСЧЕЗНУВШИЕ ЗНАМЕНИТОСТИ
ТАЙНЫ СОВЕТСКОЙ ИМПЕРИИ
ТАЙНЫ КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ
АРКТИКА И АНТАРКТИКА
ТАЙНЫ УБИЙСТВ И ПОКУШЕНИЙ
НЕНАЙДЕННЫЕ СОКРОВИЩА ХХ ВЕКА
ТАЙНЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ
ТАЙНЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ

 

Личные мнения:

 

…это не ответ на прямой вопрос, а ответ на вопрос, который вначале не возникал вообще. Притом, что когда ты понимаешь, что вопрос возник, а ты уже на него ответил, понимаешь, что этот вопрос ну никак не мог не возникнуть. И именно ответ на него и делал тебя «победителем» в какой-нибудь ситуации…


…загадка не возникает прямо. Ведь когда нам говорят «Отгадай загадку» и потом произносят текст, то ждут не конкретного ответа, а догадаемся мы или нет. Вот как пример с платком (см. выше): тут вопрос стоит не в том, что будет с платком, а догадается ли «отгадывальщик», что суть не в том, что море, не в том, что на 5 мин и прочее, а абстрагируется и поймет конструкцию или принцип… Я загадки типа "Отгадай загадку и текст" вообще не люблю!!..Вероятнее всего просто лень думать)).. и загадки типа из точки А в точку Б и т.д. тоже вообще не люблю!!... Меня начинает вообще бесить, когда мне начинают говорить, а вот отгадай загадку, и не понимаю ну зачем мне человек загадывает загадку (тем более, если он знает ответ и, загадывая, сидит и улыбается)…


…интереснее, когда не ограниченное количество вариантов ответа, а вообще непонятно, где он, ответ. Вот, например, есть такая игра – пластилиновая. Там ходишь по трубам и встречаешь непонятных существ, которые выполняют непонятные действия. И надо догадаться еще, что когда ты в предыдущей комнате нажал какую-то кнопку, то это привело к тому, что мост опустился (и ты смог пройти дальше) в комнате через 3 от той, где ты нажал эту чертову кнопищу….И так всю игру….Надо удерживать в голове кучу позиций и всю структуру. Я не прошла ее до конца – мне надоела постоянная ситуация растерянности. Очередной тупик заставил меня нажать кнопку quit… Я когда училась в универе, начала играть в игру с кучей взаимосвязанных ситуаций (12 стульев), я просто не ходила на учебу, я отходила от компа только чтобы поесть ну и немного поспать под утро, а потом снова начинала играть, так продолжалось пока я не прошла всю игру!!.. Чем привлекла так меня эта игра??..1.потому что мне понравилась книга 12 стульев))..2.Там как никак знакомые персонажи, и ты не идем постоянно по трубам (см.выше) а идет какое-то развитие событие в тех местах описание которых ты уже читал.3.ну и канешна было интересно понять для себя, найду я выход из той или иной ситуации (не тупее ли я остальных что ли)..

 


…загадка наверно отвечает на вопрос «Почему так?» или «Как правильно?». Или наоборот, вопросов куча)))

 

…во всяком случае ОТГАДЫВАНИЕ каких-либо загадок все таки это доказательство самому себе что ты не хуже как минимум тех кто уже отгадал загадку, и как максимум тех кто ее придумал когда то))..
А ЗАГАДЫВАНИЕ (если угадывающий не угадал) это наверное показ своего какого то превосходства (ведь я знаю ответ) и не важно сам ты отгадал эту загадку когда то или нет!!..Я много раз слышала (после того как не отгадала загадку): "Тюю, так все же вот как просто...и ответ...", ну а если ты отгадал загадку часто следует ответ очень простой "ну да, правильно"..
Так то было бы интересно послушать человека и его мнение кто придумывает загадки..

 

А прикольно было бы не видеть яркое табло "ЗАГАДКА!!", а самому догадываться, что здесь есть загадка, которую надо отгадать... И тут уже получается в выигрыше тот, кто больше загадок найдет. Главное либо критерий определить (тогда их может быть бесконечное множество), либо запрограммировать заранее... У меня еще есть такая ассоциация с загадкой - "непонятно что".

 

…все что НЕПОНЯТНО в нашем мире, или невозможно объяснить научным языком называют загадкой.. вот называют же например Лохнесское чудовище загадкой - потому что непонятно))..
Опять же мы сами в жизни много чего причисляем к загадкам.. вроде и люди все по своему существу люди, но друг для друга мы все загадки.. так что получается- везде загадки!!

А еще мы сами их "видим" везде. Что-то типа того, что загадки всегда будут. И если их нет - плохо, скучно, однообразно...

Comments

( Читать, что сказали — Сказать )
fotobirka
Jun. 25th, 2008 08:14 am (UTC)
Вера, а про красный шелковый соленый - это вы проводили опрос такой?

Дада, меня тоже не подстегивает, когда надо отгадать загадку от человека, который знает ответ уже. и типа соразмеряет твой ум и свое знание. мне нравится вместе разгадывать зарадки, не явные, скрытые, на которые наталкиваешься случайно и без воображения одного человека, не будет направления воображения другого человека, и вообще ответа не будет.
этакий Форд Баярд)))

pelia_tulgetske
Sep. 13th, 2010 04:22 am (UTC)
verandot, (^o^)
( Читать, что сказали — Сказать )

Profile

argame
Это не игра

Latest Month

June 2008
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister